Главная » Статьи » Избранное |
КСПшные анекдоты от БергаАнекдот первый - о том, как рождался этот сборник. Рассказывает Берг. - Пока я только декларировал свои намерения и просил всех желающих поделиться воспоминаниями, почти никто не помогал, зато все кричали: - Давай, давай! - Когда же я выгнал на принтере первые три десятка ис- торий, новые посыпались на меня буквально дождем, зато те, кто призывал давать-давать , стали сочувственно охать: - Где ж ты теперь возьмешь столько денег? - А на что мне деньги? - наивно интересовался я. Рассказывают. Что когда в Советский Союз должен был вернуться Алек- сандр Вертинский и ему уже приготовили квартиру в Москве, жив- ший через стенку профессор каких-то интеллектоемких наук при- шел в панику: он представил себе, как из соседней квартиры начнут доноситься пассажи, рулады и фиоритуры - и научным его занятиям настанет конец. И вот певец приехал. И - тишина. День, неделю, другую. Профессор набрался храбрости и постучал в соседскую Рассказывает бывший фонотетчик одесского КСП Дельфиния некто М.К.. - Где-то во второй половине 70-х годов в Одессе с концер- том оказался известный, тогда еще уральский, бард, ставший классиком с младых ногтей. Точнее, он оказался где-то побли- - N согласился дать благотворительный концерт. - Как, неужели бесплатно? - Нет, но - за рубли! Нам песня строить и жить помогает. Рассказывает Игорь Грызлов (Москва), хотя Борис Жуков (тоже москвич) утверждает, что слышал эту историю из других источников и о других героях. В 60-е годы, когда песни Окуджавы как-то сами собой лега- лизовались, сразу несколько известных композиторов-песенников вдруг проявили интерес к возможному сотрудничеству с ним. Бу- лат Шалвович, в ту пору еще стеснявшийся своего вторжения на чужую территорию , не решился им отказать. Ничего путного из этого сотрудничества так и не вышло (пока на горизонте не поя- вился Исаак Шварц), но в одном случае оно зашло настолько да- леко, что увлекшийся мэтр пригласил своего будущего соавтора к себе домой. До этого Окуджаве ни разу не случалось бывать дома у людей с таким уровнем жизни (ведущие эстрадные композиторы имели самые высокие легальные доходы в СССР), и увиденное его прямо-таки ошарашило. Когда он вновь обрел способность гово- рить, он спросил: - Имярек Имярекович, откуда все это? Маэстро снисходительно похлопал его по плечу: - Песни надо писать, молодой человек! Вариант Михаила Столяра, слышавшего нечто аналогичное от Александра Городницкого. Во второй половине 80-х, когда вполне нормальным (а глав- ное - едва ли не предельно реальным по возможностям большинс- тва клубов) гонораром считался полтинник - 50 рублей, среди ленинградских клубных, как теперь бы сказали, менеджеров было популярно следующее определение: Один мэтр равен ста рублям . Рассказывает Берг. - В середине семидесятых Дмитрий Дихтер по делам службы, тогда еще инженерной, частенько наведывался в Новосибирск, где регулярно оказывался в гостеприимном континууме КСП Новоси- бирского электротехнического института - НЭТИ. Однажды он вер- нулся в Европу в совершеннейшем восторге от тамошнего академи- ческого мужского хора, который - представляешь, Вова, мужики в смокингах, манишках и бабочках - поет Атлантов Городницкого и Молитву Окуджавы! Кстати, об этом даже писал хороший жур- нал Клуб и художественная самодеятельность . Но более всего на Диму произвело впечатление то, что с хором работает (аранжирует и все такое прочее) настоящий ком- позитор, член союза, хотя и молодой, а главное - интереснейший Рассказывает Дмитрий Дихтер. В те годы в Новосибирске клубы плодились с китайским неп- риличием. Один из них был основан Игорем Фидельманом по кличке Рассказывает Берг, как в том же Новосибирске, судя по афише, он фигурировал в качестве знаменитого гитариста из Ки- ева . Никакая гитара не вывезет. Вот какую историю рассказал, кто уж - не помню. Году в 1988-м приехала в Калинин на фестиваль Это моя песня группа КСПшников из Иваново. Среди них - скромненькая такая девушка неброской внешности, совершенно не сценического вида. Ей бы сидеть и слушать, как бывалые бойцы выступают, а она возьми да заявись на участие в конкурсе, да не с чем попа- ло, а с песней, которую в те годы только немой не пел. Начина- лась она словами Репетиций не надо, их кончился срок, песня ждет на листке из блокнота. Хит, короче. Ну, отборочное жюри прослушало полкуплета - все ясно: иг- рает девочка примитивней некуда, дикция оставляет желать луч- шего, гитара не настроена. Рассказывает Берг. - Московский слет 1979 года. Поляна, где проходит главный концерт. Я опоздал на него минут на пятнадцать, и сесть уже было совершенно некуда - все забито публикой. А из первого ря- да мне машет рукой фонотетчик киевского КСП Костер Боря Шлеймович, мол, пробирайся сюда, я тебе местечко забил. И действительно, рядом с ним - пустой пенопластовый коврик. Идти как положено - значит, по ногам, головам и т.п. Но можно - как не положено , то есть, через мертвую зону между первым И вот я, выждав, когда отвыступает очередной участник, рванул из кусточков около сцены через зону и плюхнулся на Бо- рин коврик. Сижу, балдею. Кончилась песня, подходят ко мне два А тем временем к ним устремляется президент горклуба (Боря назвал фамилию какого-то очень известного автора, В 1995 году во время очередного приезда Ланцберга в Моск- ву его познакомили с известным поэтом и журналистом Дмитрием Быковым. И первое, что услышал от своего нового знакомого Берг, было: - А Вы знаете, что Вы - самый ненавистный мне бард? Оказывается, во время Диминой службы в армии его началь- ник-сержант, отправив его в очередной раз чистить гальюн, сам садился на соседнее очко и, что называется, стоя над душой в столь странной позе, пел под гитару песни Ланцберга, перемежая их репликами типа: Никогда тебе, сука, такого не написать! Кое-что о народности в искусстве Однажды, еще в те полузабытые времена, когда всякое появ- ление авторской песни в эфире было событием, году так в 1983-м популярный в ту пору артист эстрады и кино Игорь Скляр в оче- редной телепередаче объявил, что споет русскую народную пес- ню . И запел Губы окаянные. Смотревший передачу композитор Владимир Дашкевич подскочил от возмущения, ибо прекрасно знал, что это - одна из ранних песен его друга и постоянного соавто- ра Юлия Кима. В поисках выхода для переполнявших его чувств он немедленно набрал номер Кима. И услышал невозмутимое: - Русский народ слушает. Тут к телефону подскочила дочь Кима и радостно прокричала: - Я - дочь русского народа! Впоследствии Ким с удовольствием рассказывал эту историю на своих концертах, а Дмитрий Дихтер со своей студией сделал даже ретро-программу по классике авторской песни под названием Русский народ слушает . Если и не вошла в эту программу песня Александра Красно- польского Как над Волгой-рекой. , то вполне могла бы войти, так как, наподобие кимовских стилизаций, неоднократно объявля- ема бывала плодом анонимно-всенародного воображения. - Году в 1960-м я написал песню Если я заболею , высту- пив в нейсвойственном для меня амплуа композитора. Песня по- степенно вышла в массы, и года через два я услышал выступле- ние Я.Смелякова по радио, в котором он сказал: И самое боль- шое, товарищи, счастье для поэта - это когда его стихи без его - Я - Тарасов, - терпеливо повторяет Костя. Вахтер снова ныряет в список, ищет, находит: - Ну ладно, проходите! Уточнение Константина Тарасова. Концерт был их совместный с Олегом Митяевым. - А Перевал - чья песня? - Наша. - Правда? А мы думали, ее автор давно умер. Неоднократно умирал Александр Городницкий. Помимо слу- чая, когда одна девочка после концерта в Ленинграде зачислила его в мертвые классики как автора песни Снег , знакомой ей с раннего детства, широко известен случай, когда в Мурманске, где он как геофизик наносил визит знаменитой Кольской сверх- глубокой скважине, ему показали могилу зэка, сложившего бесс- мертное На материк, на материк. Причем на робкую попытку барда отстоять свое авторство старый з/к, исполнявший роль ги- да в этом эпизоде, решительно заявил, что человек с воли та- кую песню придумать в принципе не способен. А однажды Городницкому пришлось отдуваться за покойника. Дело было в Ленинграде, видимо, когда А.Г. жил уже в Москве. Возможно, по этой причине его не было в Питере на эта- пе подготовки его концерта и, приехав, он был поставлен перед фактом, что на афише была объявлена встреча с поэтом Городец- ким. Выйдя на сцену, бард сказал нечто вроде: - Я должен сообщить вам трагическую новость: поэт Сергей Городецкий умер. Предлагаю почтить его память вставанием. Все встали. Через минуту он сказал: - Прошу сесть. А меня зовут Александр Городницкий. Кстати о покойниках: немало их еще ходит среди нас. Году в 94-м Олегу Митяеву показали самарскую газету для осужденных - Тюрьма и воля , где под названием Больничка была опубли- кована его песня Сестра милосердия . А рядом такой текст: Об авторе этого чудесного романса нам почти ничего не известно. Мы только знаем, что родом он из города Жигулевска. Его жизнь оборвалась в 1978 году. Срок отбывал в ИТК-6. Если кто-либо располагает какими-нибудь сведениями об этом несомненно та- лантливом человеке, очень просим сообщить по адресу: г.Самара, ИТУ-4, библиотека. Что и говорить, жаль Олега. Приятно, однако, что он успел встать на путь исправления! Чем удобна короткая дистанция. Дистанция - не дистанция, но малоощутимая для посторонне- го разница в именах Владимир и Валерий сослужила, по сло- вам Михаила Столяра, весьма неоднозначную службу минскому ав- тору Володе Борзову. Выступал он в конце 70-х в каком-то укра- инском городе, где афиша возвещала о том, что Валерий Борзов поет свои песни . Публика валом валила послушать легендарного чемпиона мира в беге на 100 метров! Что слава? Яркая заплата на ветхом рубище певца. Иркутский автор Сергей Корычев вспоминает эпизод, случив- шийся в Одессе в 1992 году, когда он и Евгения Логвинова прие- хали туда, чтобы записать очередной магнитоальбом. Возвращается Сергей с пляжа и вдруг замечает, что многие прохожие на него оборачиваются и улыбаются такими хорошими-хо- Благословил. Разные люди рассказывали уточнила сама Елена Казанцева. Послушал ее на концерте Олег Митяев и сказал: - Наверное ! А Клячкин? - Да я как-то. - Так вот знай, что и он тоже. - Но ты-то. - у Миленина еще теплится последняя надежда. - А я вообще до института Стэркиным был! 50 - это так же, как 20 ! Рассказывает Юрий Кукин. В 1967 году (отметим дату, это очень важно) ему, ставшему уже лауреатом нескольких песенных конкурсов и вообще человеку популярному, предложили издать сборник собственных песен. Он принес в издательство тексты. Редактор просмотрел их и один за Полонский был наш человек! Рассказывает Наталья Дудкина. Всех местных вернули в город, а у приезжих билеты аж на через два-три дня, им разрешили остаться. Но объявили, что фестиваль отменен по причине эпидемии ящура. Даже шмон обеща- ли, что было некстати, ибо у многих в рюкзаках имелись книжки и пленочки, не способствующие быстрому излечению крупного ро- гатого скота. Ну, сцену разобрали, конкурса не было, но у костров попе- ли. А кроме того, изготовили ну очень похожее (правда, поче- му-то на бронтозавра) чучело ящура в масштабе 1:43, потаскали туда-сюда и весело сожгли. А подошел срок - разъехались. И вот через какое-то время в разных городах нескольким завсегдатаем Чимгана пришли бандерольки из Оренбурга. В каж- дой из них находилась многотиражка тамошнего мединститута, Советский медик от 31 мая, а в ней - статья Песни Чимгана о том, как 27 оренбуржцев из клуба Оптимист (Оренбургский политехнический институт) и Акварель (ДК Россия ) побывали второй раз на Ташкентском слете . Программа этого года,- писал автор статьи,- оказалась интересной и крайне насыщенной: преодоление перевалов и кань- онов со всеми элементами горного туризма прогулка до сне- гов . наблюдение за парением дельтапланов песни вокруг кост- ров встречи со старыми и новыми друзьями. Клубная фонотека значительно пополнилась их песнями. Не обошлось без трудностей. Буквально за день до открытия слета район проведения оказался в зоне обнаружения нескольких случаев весенней вспышки ящура. И хотя случаев заболевания лю- дей не было, органы милиции и санэпидстанции провели четкую карантинную профилактику, в которой приняли участие и дежурные заслоны представителей клубов страны. Рассказывает Александр Мирзаян. - Конец 70-х. КСП в ряде крупных городов отчасти легали- зованы (на определенных, разумеется, условиях), а кое-где даже включены в план работы с молодежью. Партийное начальство, скрипя задами, пытается со своей стороны искать новые модели На одном из больших фестивалей, проходивших в условиях На одном из полустанков в общий вагон какого-то шестьсот О патриотизме. Рассказывает Александр Мирзаян. - В 197. году на фестивале в Минске сидевшие в жюри представители инстанций сняли с исполнительского конкурса участника, вышедшего с песней Б.Окуджавы и В.Берковского Круглы у радости глаза. , так как им показались непатрио- тичными строчки Не все ль равно, какой земли касаются подош- вы. Никакие объяснения и увещевания бардов и клубных акти- вистов не помогли: старшие товарищи стояли на своем. Первое место в данной номинации занял исполнитель песни Чего не понять умом, того не понять. Мне, Бергу, остается лишь добавить, что несколькими годами раньше на Грушинском фестивале зарубили Александра Краснопольского из-за строчек его песни - Мы с тобою, как в далекой Стране Дураков, Собира- ем не то, что посеяли : - А Вы какую, собственно, страну имели в виду? Поневоле задумаешься! Высшее признание. Рассказывает Борис Жуков. - 1983 год, февраль. II-й московский фестиваль. Идут пер- вые месяцы правления Андропова, все начальники уже знают, что с них спросят строго , но не знают, за что именно, и потому боятся абсолютно всего. Прежние литовки отменены, все тексты Член оргкомитета фестиваля Саша Пинаев сообщает эту скорбную весть одному из фигурантов списка - автору Валере Ка- минскому: - Валера, ну, ты не отчаивайся, мы будем добиваться, что- бы тебе дали выступить. - Пинаев, идиот, не вздумай! Этих фестивалей еще до хрена будет, а вот в один список с Лоресом и Мирзаяном я больше, мо- жет, никогда не попаду. Классики всегда современны. (Продолжает рассказ Борис Жуков.) - Чудовищная атмосфера сверхбдительности на фестивале словно нарочно провоцировала всевозможные инциденты. То публи- ка как-то неадекватно реагировала на Почтальонку , спетую впервые вышедшей на большую сцену Галей Мартыновой (ныне Хом- чик). То по залу прокатывалось тихое шушуканье при виде не- Живет на чужбине, И горсточку верных при нем! Кто вынужден правду скрывать! Зал уже подпевает, вернее, тихо подвывает от восторга. Ответственные сидят с кислыми мордами - а поди придерись, стихи-то хрестоматийные, сто раз напечатанные. Остается добавить, что в ту пору Наталья Пинаева была сотрудником Главного управления исполнения наказаний МВД СССР - проще говоря, тюремного ведомства. Текст и подтекст. (Продолжает Борис Жуков.) - Но самым коварным и изощренным идеологическим диверсан- том на том фестивале оказался Андрей Крючков. Он вышел на сцену, спел какую-то вполне нейтральную лири- ку, ему столь же нейтрально похлопали. В конце концов он запел свою визитную карточку - Новогоднюю ( У хороших людей за- жигаются яркие елки. ). И все бы ничего, но на последних двух строчках зал вдруг разразился торжествующим хохотом и ап- лодисментами. Граждане начальники тупо глядели в представлен- ный на литовку текст (от которого Крючков, ясное дело, не отк- лонялся), силясь понять: чего это они все? Ну что тут такого: Нехороших людей давно скушали серые волки, И следы тех волков замело еще в прошлом году? Откуда было гражданам начальникам знать, что уже не пер- вый год на всех московских слетах и песенных посиделках эти строчки при повторе несколько видоизменялись: Нехороших людей развезли давно черные Волги , А хороших людей замели еще в прошлом году. Рождение имени. Рассказывает Алексей Подвальный (Москва). - Во второй половине 60-х Юлий Ким, тесно связанный в то время с зарождающимся диссидентским движением, оказался без - Как Ким ты был, так Ким ты и остался! Не верь ушам своим. Рассказывает Александр Городницкий. - В одной из экспедиций в Атлантике был такой случай. Я что-то делаю на палубе, и вдруг мне кричат: Михалыч, давай в радиорубку, тебя Голос Америки передает! Я, конечно, иду, а у самого внизу живота такой уже, знаете, холодок. Вхожу. Действительно, из динамика мой голос поет Над Канадой небо синее. , а слушают его начальник экспедиции и замполит. И Конец - делу. Рассказывает Валерий Мустафин (Казань). То ли конец 70-х, то ли начало 80-х. Ульяновск. Фестиваль Гамбургский счет , идею которого предложил замечательный че- ловек, президент клуба Евгений Сиголаев. Объявляется конкурс на лучшую песню для закрытия фестива- - 23 июня 1978 года у меня состоялась беседа с подполков- ником. Точнее, у него со мной. И называлась - профилактичес- кая. И проходила в большом сером доме на улице Дзержинского в Саратове. Собеседник мой очень переживал по поводу моей дальнейшей судьбы, и я, чтобы хоть как-то его успокоить, пообещал больше не писать двусмысленных песен. На том он и угомонился. А я вышел от него и задумался: - Как же теперь быть? Ведь вся прелесть этих песенок была именно во втором смысле! А впрочем, я ведь никому не обещал не писать трех-, четырех- и более-смысленных песен! С тех пор считаю хотя бы до трех и ни разу еще не обманул этого замечательного человека! Так в жизни не бывает. Рассказывает Александр Городницкий: - На следующий год после появления злополучной песни Про жену французского посла меня вызвал к себе тогдашний секре- тарь партбюро, весьма, кстати, известный и заслуженный ученый в области изучения твердых полезных ископаемых океана, про- фессор и доктор наук, седой и красивый невысокий кавказец с орлиным носом и густыми бровями, обликом своим напоминавший графа Калиостро. Когда я прибыл к нему в комнату партбюро, где он был в одиночестве, он запер дверь на ключ, предварительно почему-то выглянув в коридор. - У нас с тобой будет мужской разговор, - объявил он мне. - У меня тут на подписи лежит твоя характеристика в рейс, так - Да просто так, в шутку, - наивно пытался объяснить я. - Ну, уж нет. В шутку такое не пишут. Там такие есть сло- Последующие полчаса, не жалея сил, он пытался не мытьем, так катаньем вынуть из меня признание в любострастных действи- ях с женой французского посла. Я держался с мужеством обречен- ного. Собеседник мой измучил меня и измучился сам. Лоб у него взмок. Он снял пиджак и повесил его на спинку своего секре- тарского стула. - Ну, хорошо, - сказал он, - в конце концов есть и другая сторона вопроса. Я ведь не только партийный секретарь, но еще и мужчина. Мне просто интересно знать - правда ли, что у фран- цузских женщин все не так, как у наших, а на порядок лучше? Да - Молодец, я бы тоже не сознался! И подписал характеристику. Цензура на излете. Из разных источников. Как известно, история повторяется в виде фарса. Так, в начале перестройки цензура тратила значительные усилия на Источники: http://anekdotych.blogspot.ru/p/blog-page_5.html | |
Просмотров: 555 | |
Всего комментариев: 0 | |